Русский язык
Русский язык
Особенность построения курса состоит в том,
что содержание курса русского языка обусловлено общей
нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и
предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода,
который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и
лингвистической и культуроведческой компетенций.
В программе
реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий
предъявление материала не в знаниевой, а в деятельностной форме. Усиление
коммуникативно-деятельностной направленности курса является важнейшим условием
формирования функциональной грамотности как способности человека максимально
быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный
статус, являются:
коммуникативные универсальные учебные действия (владеть
всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие
со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь;
точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по
поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной
и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.);
познавательные универсальные учебные
действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить
логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или
опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать
необходимую информацию из различных источников; определять основную и
второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в
зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в
том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать
информацию и предъявлять ее разными способами и др.);
регулятивные универсальные учебные
действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности,
планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее;
осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные
компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности
и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей
учащихся.
Формирование функциональной
грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе
знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных
условиях общения. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на
формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые
явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких
жизненно важных умений, как использование различных видов чтения,
информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные
способы передачи её в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного
языка и этическими нормами общения. Таким образом, обучение русскому(родному)
языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека,
способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных
учреждениях.