Литература
Литература
Как одна из дисциплин эстетического цикла литература
предполагает постижение обучающимися этого вида искусства, овладение навыками
творческого чтения, что невозможно без знакомства с основными законами
литературного творчества.
Исходным материалом литературы как вида искусства является
слово, а значит, изучение этой дисциплины способствует формированию навыков
устной и письменной речи школьников, освоению ими законов родного языка,
раскрытию его поэтических возможностей.
В то же время процесс художественного восприятия немыслим без
одновременного творчества читателя, без чего образная структура литературного
произведения остается мертвым конгломератом содержательных знаков.
Следовательно, литературное образование в школе является составной частью
раскрытия творческого потенциала учеников.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном
произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в
чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании
(рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей,
психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением»,
«учебником жизни».
Литература как искусство словесного образа – особый способ
познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями
от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального
воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность,
предполагающими активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в
российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной
личности, воспитанию гражданина, патриота.
Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие
творческих способностей – необходимое условие становления человека эмоционально
богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем
критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках
литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными
художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с
писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями
совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а
также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и
русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю
мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью.
Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей
страны расширяет представления обучающихся о богатстве и многообразии
художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной
России.
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет
«Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература
является одним из основных источников обогащения речи обучающихся, формирования
их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных
произведений способствует пониманию обучающимися эстетической функции слова,
овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что
он представляет собой единство словесного искусства и основ науки
(литературоведения), которая изучает это искусство.
Курс литературы в 5-8 классах строится на основе сочетания
концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического
принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на
историко-литературной основе (древнерусская литература – литература XVIII в. –
литература первой половины XIX в.), который продолжается в 10-11 классах
(литература второй половины XIX в. - литература XX в. – современная
литература).
Основными индикаторами достижения поставленных целей изучения
литературы, имеющих метапредметный статус, служат:
·
личностные универсальные учебные действия (умение
соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание
моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения);
·
регулятивные универсальные учебные действия (ставить и
адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность
действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль,
самооценку, самокоррекцию и др.);
·
познавательные универсальные учебные
действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую
цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие
тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию
из различных источников; определять основную и второстепенную информацию,
осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной
цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью
компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и
предъявлять ее разными способами и др.);
·
коммуникативные универсальные учебные действия (владеть
всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие
со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь;
точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по
поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной
и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.).