Физика
Физика
Особенность
построения курса состоит в том, что
содержание курса физики обусловлено общей нацеленностью
образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей
обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который
обеспечивает формирование и развитие гармоничной личности . В школьном
образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества,
ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.
Физика изучает наиболее общие свойства и законы движения
материи, она играет ведущую роль в современном естествознании. Это обусловлено
тем, что физические законы, теории и методы исследования имеют решающее
значение для всех естественных наук. Физика – научная основа современной
техники. Электротехника, автоматика, электроника, космонавтика и многие другие
отрасли техники развивались из соответствующих разделов физики. Дальнейшее
развитие науки и техники приведет к еще большему проникновению достижений
физики в различные области техники.
Курс физике в примерной программе основного общего
образования структурируется на основе физических теорий: механика,
молекулярная физика, электродинамика, колебания и волны, квантовая физика.
В основе содержания
обучения физике лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: предметной,
коммуникативной, организационной и общекультурной.
В соответствии с этими видами компетенций выделены главные
содержательно-целевые направления (линии) развития учащихся средствами предмета
«Физика».
Предметная компетенция. Под предметной компетенцией понимается
осведомлённость школьников о системе основных физических представлений и
овладение ими необходимыми предметными умениями. Формируются следующие
образующие эту компетенцию представления: о физическом языке как средстве выражения физических законов,
закономерностей и т.д.; о физическом моделировании как одном из важных методов
познания мира. Формируются следующие образующие эту компетенцию умения: создавать простейшие физические модели, работать с ними и
интерпретировать полученные результаты; приобретать и систематизировать знания
о способах решения физических задач, а также применять эти знания и умения для
решения многих жизненных задач.
Коммуникативная компетенция. Под коммуникативной компетенцией
понимается сформированность умения ясно и чётко излагать свои мысли, строить
аргументированные рассуждения, вести диалог, воспринимая точку зрения
собеседника и в то же время подвергая её критическому анализу, отстаивать (при
необходимости) свою точку зрения, выстраивая систему аргументации. Формируются
образующие эту компетенцию умения,
а также умения извлекать информацию из разного рода
источников, преобразовывая её при необходимости в другие формы (тексты,
таблицы, схемы и т.д.).
Организационная компетенция. Под организационной компетенцией
понимается сформированность умения самостоятельно находить и присваивать
необходимые учащимся новые знания. Формируются следующие образующие эту
компетенцию умения:
самостоятельно ставить учебную задачу (цель), разбивать её на составные части,
на которых будет основываться процесс её решения, анализировать результат
действия, выявлять допущенные ошибки и неточности, исправлять их и представлять
полученный результат в форме, легко доступной для восприятия других людей.
Общекультурная компетенция. Под общекультурной компетенцией понимается
осведомленность школьников о физике как элементе общечеловеческой культуры, её
месте в системе других наук, а также её роли в развитии представлений
человечества о целостной картине мира. Формируются
следующие образующие эту компетенцию представления: об уровне развития физики на разных исторических этапах; о высокой
практической значимости физики с точки зрения создания и развития материальной
культуры человечества, а также о важной роли физики с точки зрения формировании
таких важнейших черт личности, как независимость и критичность мышления, воля и
настойчивость в достижении цели и др.