Пояснительная записка
Цель
программы
Актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет
получения знаний о себе, о мире профессий, их соотнесения в процессе профессиональных
проб.
Сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры,
жизненного пути с учетом своих способностей, возможностей и полученных знаний по
экономике, современной хозяйственной деятельности и о современном рынке труда.
Развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных
социально-экономических условиях.
Главной целью профориентационного образования в школе видится формирование
поколения, способного к профессиональному самоопределению в условиях рыночных
отношений, когда познавательный интерес, понимание научных основ человеческого труда, а
не
мода
становятся
основой
профессионального
выбора.
Задачи
программы
Обобщение знаний о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.
Формирование знаний по основам экономики, представлений о хозяйственной
деятельности, знакомство со спецификой профдеятельности и новыми формами организации
труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.
Формирование знаний о системе учреждений начального, среднего и высшего
профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы.
Знакомство с «азбукой» трудоустройства и основами трудового права.
Уточнение профессиональных планов и адекватный выбор социально-деловой карьеры с
учётом коньюктуры рынка труда и собственных профессиональных возможностей.
Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям
личности школьника и профилю дальнейшего обучения.
Формирование готовности выпускников школы к непрерывному образованию и труду с
учетом потребностей нашего города, его развития и благополучия;
Формирование понимания социально-экономических особенностей и проблем развития
нашего города, перспектив развития республиканского рынка труда, и, как следствие,
желание учащихся жить и работать на благо своего города.
Развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и
самореализации.
Формирование положительного отношения к себе, уверенности в своих силах
применительно к реализации себя в будущей профессии.
Формирование навыков коммуникативной и управленческой деятельности в процессе
коллективной работы.
Развитие самостоятельности, ответственности, мобильности в принятии решений.
Место
и
роль
предмета
в
учебном
плане
Курс
«Профориентация»
рассчитан
на
68
часа
(2
часа
в
неделю)
Изучение курса предусматривается в школьном компоненте федерального базисного
учебного
плана
Программа реализует личностный подход в обучении и воспитании учащихся,
интеграцию
научных
знаний
и
образовательных
технологий.
Кроме того ей присущи практическая направленность и творческий подход, а также
принципы
доступности
и
гуманизации.
Социальными партнерами школы выступают учреждения дополнительного образования,
культуры
(музеи,
выставочные
залы,
библиотеки,
театры).
Формы контроля
Контроль знаний учащихся осуществляется путем
- устного опроса
- текущих или итоговых контрольных работ
- тестов,
- кроссвордов и т.д.).
Проверка умений учащихся проводится в виде практических работ, тестов,
упражнений.
Введение обязательных проектных работ для учащихся повышает эффективность
контроля, самоконтроля и коррекции технологических знаний и умений.
Выходные данные
Рабочая программа элективного курса «Профориентация» составлена с учетом
федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по
технологии утвержденного приказом Министерства образования России № 1089 от 05.03.04.
Основой послужили
Программы общеобразовательных учреждений «Технология.
Трудовое обучение», рекомендованные Министерством образования Российской
Федерации, 5-е издание издательства «Просвещение» Москва 2010 г. , учебника “Твоя
профессиональная карьера» 8-11 классы под редакцией С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной М.
“Просвещение» , методические рекомендации и пособия
Регионально-национальный компонент
Знакомство с профессиональными учебными заведениями Бурятии.
Знакомство с промышленными предприятиями г. Улан-Удэ
Встречи с представителями профессий предприятий
г. Улан-Удэ
Технологии обучения, механизмы формирования ключевых компетенций
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся.
Приоритетными методами являются упражнения, учебно-практические работы.
Анкетирование, тестирование, системы проектов под руководством учителя. Что позволяет
учащимся приобрести общетрудовые и частично специальные знания и умения, а также
обеспечивает им интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие и
адаптацию к социально- экономическим условиям
Требования
к
уровню
освоения
предмета
Учащиеся должны знать:
- значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного
профессионального плана;
- правила выбора профессии;
- определение профессии и профессиональной деятельности;
- понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также
психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
- понятие темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы,
интеллектуальных способностей, стилей общения;
- значение творческого потенциала человека, карьеры;
- требования современного общества к профессиональной деятельности человека;
- понятие рынка профессионального труда и образовательных услуг;
- возможности получения образования по избранному профилю;
- перспективы, психологические основы принятия решения в целом и выбора профиля
обучения
в
частности.
Учащиеся
должны
уметь:
- находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля и пути
продолжения образования;
- объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой
деятельностью;
- ставить цели и планировать действия для их достижения;
- выполнять пробы выбора профиля обучения, позволяющие приобрести соответствующий
практический опыт;
- использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
- анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам
профессиональной деятельности), а также о современных формах и методах хозяйствования
в условиях рынка;
- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Содержание учебного курса
1. Вводное занятие 1 ч
Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий по психологическим основам
выбора профессии. Дневник выбора профессии как форма фиксации данных.
Практическая работа. Знакомство с дневником выбора профессии.
2.Внутренний мир человека и возможности его познания -2 ч
Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных
особенностей.
Общее представление о психологии как науке, изучающей внутренний мир человека.
Методы изучения личности.
Практическая работа. Составление «дерева» психологических качеств личности.
3. Многообразие мира профессий. - 2 ч.
Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Развитие личности и
профессиональное самоопределение. Профессиональная деятельность как способ
самореализации и самоутверждения личности.
Практическая работа. Составление словаря профессий.
4. Представление о себе и проблема выбора профессии.- 2 ч.
образ «Я» как система представления о себе. Структура образа «Я» (знание о себе,
оценка себя, умение управлять собой).
Диагностические процедуры. Методика «Кто Я?»
Развивающие процедуры. Методика «Произвольное самоописание» (с учетом
модификации «Я» в глазах других); методика самооценки (соотношение «я» реальное, «я»
идеальное.
5. «Секреты» выбора профессии 2 ч.
«Хочу» - склонности, желания, интересы личности;
«Могу» -человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы
личности);
«Надо» - потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии.
Общее понятие о профессии, специализации, должности.
Личный профессиональный план.
Практическая работа. Ответы на вопросы: какие три специальности относятся к одной
профессии? Распределение профессий, специальностей, должностей по соответствующим
группам (предлагается перечень профессий).
6. Склонности и интересы в профессиональном выборе «ХОЧУ» - 3 ч.
потребности и мотивы как условия активности личности. Виды мотивов.
Индивидуальные интересы.
Профессиональные намерения.
Диагностические процедуры. Карта интересов; опросник профессиональной готовности.
Развивающие процедуры. Актуализация профессиональных интересов путем группового
обсуждения соответствующей профессиональной сферы.
7. Возможности личности в профессиональной деятельности «МОГУ» - 2 ч.
Понятие профпригодности. Профессионально важные качества. Активная роль личности
при выборе профессии.
Диагностические процедуры. Методика самооценки индивидуальных особенностей.
Практическая работа. Знакомство с описанием профессий.
8. Социальные проблемы труда «НАДО» -3 ч
8.1. Разделение труда.
Общественное разделение труда. Территориальное разделение труда. Формы разделения
труда на предприятии. Социальные перемещения. Содержание и характер трудовых функций.
Профессионализация. Специализация. Квалификация.
Развивающие процедуры. Игровая дискуссия «Кто нужен нашему городу?».
8.2. Содержание и характер труда — 1 ч.
Цель труда и его результаты. Умственный и физический труд. Культура труда.
Практическая работа. Определить в деятельности каких профессионалов преобладает труд
сложный, простой, умственный, физический (предлагается перечень профессий).
8.3. Процесс и условия труда -1 ч.
Современные требования к труду. Предметы и средства труда. Условия труда.
Практическая работа. Письменная работа на тему: «Труд в современном обществе» с
последующим обсуждением.
9. Социально -психологический портрет современного профессионала — 1 ч.
Предприимчивость.
Интеллектуальность.
Ответственность.
Социально
—
профессиональная мобильность. Психология принятия решений.
Развивающие процедуры. Деловая игра «Мэрия».
10. Анализ профессий — 4 ч.
10.1. Основные признаки профессиональной деятельности -1 ч.
Предмет труда. Цели труда. Средства труда. Проблемность трудовых ситуаций.
Коллективность процесса труда. Ответственность в труде. Условия труда. Формула
профессии. Понятие профессиограмма.
Практическая работа. Конкурс «Угадай профессию».
10.2. Классификация профессий. - 1 ч.
Способы классификации профессий.
Профессии типа - «Ч-Ч», «Ч-Т», «Ч- П», «Ч-З», «Ч-Х». характеристика профессий по общим
признакам профессиональной деятельности.
Практическая работа. Составление формул профессий.
11. Здоровье и выбор профессии — 1 ч.
Учет состояния здоровья при выборе профессии. Понятие «неблагоприятные
производственные факторы». Типы профессий по медицинским противопоказаниям.
Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль
активного отдыха в зависимости от условий и режима работы.
Практическая работа. Работа с «анкетой здоровья». И нормативными документами по
охране труда.
12. Свойства нервной системы в профессиональной деятельности — 2 ч.
общее представление о нервной системе и ее свойствах (сила, подвижность,
уравновешенность). Ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленные
свойствами нервной системы. Возможность компенсации свойств за счет выработки
индивидуального стиля деятельности.
Диагностическая работа. Теппинг — тест, проба Ланчиса.
13. Темперамент в профессиональном становлении личности — 2 ч.
Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов
темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности.
Психологические состояния (монотонность, утомление, психическая направленность в
ситуациях аварийности и риска) в трудовом процессе.
Диагностические процедуры. Опросник Айзенка.
Развивающие процедуры. Сюжетно — ролевая игра « Проявление темперамента в
профессиональных ситуациях».
Практическая работа. Анализ особенностей поведения людей, имеющих разные типы
темперамента, в конкретных ситуациях.
14. Ведущие отношения личности и типы профессий — 1 ч.
Отношение к деятельности (удовлетворенность трудом, местом работы, профессией).
Отношение к людям (профессиональные взаимоотношения). Отношение к самому себе.
Особенности самовосприятия и самооценивания. Отношение к предметному миру.
Диагностические процедуры. Опросник «Ориентировочная анкета», «Отношение к другому
человеку как к ценности».
15. Эмоциональные состояния личности — 3 ч.
Эмоции и чувства, их функции в профессиональной деятельности. Основные формы
эмоциональных переживаний (настроения, аффекты, фрустрация, стрессовые состояния).
Диагностические процедуры. Опросник «Беспокойство — тревога», методика
«Незаконченные предложения».
Практическая работа. Самонаблюдение за динамикой настроения.
16. Волевые качества личности. - 1 ч.
Специфика волевого поведения в отличие от импульсивного и зависимого. Условия
развития воли. Роль воли в процессе принятия профессиональных решений.
Диагностические процедуры. Опросник «Какая у меня воля?»
17. Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда — 10 ч.
17.1. Способность к запоминанию. - 2 ч.
Общее представление о памяти. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение,
забывание, узнавание, воспроизведение). Виды памяти и их роль в различных видах
профессиональной деятельности. Условия развития памяти.
Диагностические процедуры. Методики «Воспроизведение рядов цифр»(выявление объема
к4ратковременной слуховой памяти); «Ассоциативное воспроизведение содержания
понятий» (выявление объема долговременной словесной памяти).
17.2. Способность быть внимательным — 1 ч.
Общее представление о внимании (объем, устойчивость, распределение, избирательность).
Наблюдательность как профессионально важное качество. Условия развития внимания.
Диагностические процедуры. Методики «Перепутанные линии», «Отыскание чисел»,
«Корректурная проба».
17.3. Способность оперировать пространственными представлениями - 1 ч.
Роль образов а процессе переработки информации. Значение способности строить в уме
пространственные представления и оперировать ими для решения определенных
профессиональных задач.
Диагностические процедуры. Выполнение задания «Магическая фигура», методика
«Кубики».
17.4. Способность устанавливать связи и закономерности между понятиями — 2 ч.
Способности к выявлению и установлению связей как условие эффективности
профессионального труда. Основные типы связей.
Диагностическая процедура. «Методика выявление сущностных связей между понятиями»,
«Сложные ассоциации».
17.5. Способность изменять способы интеллектуальной деятельности 1 ч.
Психологическая характеристика ригидности (гибкости) интеллектуальной деятельности.
Познавательные «барьеры» в различных типах профессий, возможности их преодоления.
Способность к ломке шаблонных связей как условие оригинальности интеллектуальной
деятельности.
Методика «Решение серии арифметических задач», работа с текстом, имеющим
противоречие.
17.6. Индивидуальные стили кодирования информации -1 ч.
Соотношение трех основных форм кодирования информации: словесной, образной,
чувственно — сенсорной. Роль образного и чувственно -сенсорного опыта в стимулировании
творческой профессиональной активности.
Методика «Пиктограмма»
17.7. Индивидуальные стили переработки информации — 1 ч.
Индивидуальные различия в способах восприятия и понимания происходящего.
Методика «Свободная сортировка», «Включение фигуры».
18. Неисчерпаемость человеческих ресурсов — 3 ч.
Творческое отношение к собственной жизни. Психологические механизмы компенсации.
Целеустремленность в преодолении жизненных сложностей при устройстве своей
профессиональной судьбы. Программа и средства самовоспитания.
Деловая игра «Организация совместного предприятия с представителями внеземной
цивилизации».
19. Вопросы экономики -5 ч.
Экономика как наука. Функции экономики. Семья как экономическая ячейка общества.
Потребности человека. Бюджет семьи. Доходная и расходная части бюджета. Сбережения.
Личный бюджет.
20. Человек среди людей — 3 ч.
личность и межличностные отношения в группах. Лидерство. Совместная деятельность в
трудовом коллективе. Психологическая совместимость людей. Принятие групповых решений.
Виды общения. Конфликты, пути их разрешения.
Опросник «Потребность в общении», « диагностика межличностных отношений»,
«Эмпатия».
21. Современный рынок труда и его требования к профессионалу — 3 ч.
Разнообразные виды предприятий и форм собственности. Акционерные общества,
концерны, хозяйственные ассоциации, объединения.Кооперация, аренда, индивидуальная
трудовая деятельность.
Новый тип организации людей в производственной деятельности в условиях рыночной
экономики. Самоокупаемость. Самофинансирование.
Рынок, его структура, функции. Кадровое планирование.. банки данных о рабочей силе.
22. Пути получения профессии — 2 ч
Система проф. Тех. Образования. Типы профучилищ. Условия приема и обучения в них.
Средние спец.учебных заведений, условия приема и обучения.
Типы высших учебных заведений, условия приема и оучения.
Письменная работа «Мой путь в профессию».
23. Моя профессиональная карьера» - 8 ч.
Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетентности.
Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного
и профессионального роста человека.
Деловая игра «Защита профессии».
Календарно-тематическое планирование
№
урока
Тема занятия
Кол-во
часов в
неделю
1. Вводное занятие 1ч
1
Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий
по психологическим основам выбора профессий.
Дневник выбора профессии как форма фиксации
данных по курсу "Профориентация"
1
2. Внутренний мир человека и возможности его познания 2 ч
2
Понятие личности. Уникальность личности каждого
человека. Многообразие личностных особенностей.
1
Дата
проведения
3
Психология как наука, изучающая внутренний мир
человека. Методы изучения личности
1
3. Многообразие мира профессий 1 час
4
Труд в жизни человека и общества. Разнообразие
1
профессий. Развитие личности и профессиональное
самоопределение. Профессиональная деятельность как
способ самореализации и самоутверждения личности.
5
Закрепление изученного материала
1
4. Представление о себе и проблема выбора профессии 6 ч
6
Образ «Я» как система представлений о себе.
1
7
Структура образа «Я», знание о себе, оценка себя,
умение управлять собой.
1
8
Оценка способности личности к выбору профессии
1
9
Способности к самоанализу
1
10
"Хочу" – склонности, желания, интересы личности.
"Могу" –человеческие возможности (физиологические
и психологические ресурсы личности).
"Надо" – потребности рынка в кадрах.
1
11
Общее понятие о профессии, специальности,
должности. Типичные ошибки при выборе профессии.
Закрепление изученного материала
1
6. Склонности и интересы в профессиональном выборе ("хочу") 3 ч
12
Потребности и мотивы как условие активности
личности. Виды мотивов.
1
13
Индивидуальные интересы. Профессиональные
намерения
1
14
Профпригодность. Профессионально важные качества. 1
7. Возможности личности в профессиональной деятельности (могу) 2 ч
15
Понятие профпригодности. Профессионально важные
качества. Активная роль личности при выборе
профессии.
1
16
Закрепление
1
8. Социальные проблемы труда ("надо") 3 ч
17
Общественное разделение труда. Территориальное
1
разделение труда. Формы разделения труда на
предприятии. Социальные перемещения. Содержание
и характер трудовых функций. Профессионализация.
Специализация. Квалификация.
18
Содержание и характер труда. Цель труда и его
результаты. Умственный и физический труд. Характер
труда. Культура труда
1
19
Современные требования к труду.
Закрепление изученного материала
1
9. Социально – психологический портрет современного профессионала 1 ч
20
Предприимчивость. Интеллектуальность.
Ответственность. Социально –профессиональная
мобильность. Психология принятия решений.
1
10. Анализ профессий 2 часа
21
Основные признаки профессиональной деятельности .
Предмет труда. Цели труда. Средства труда.
Проблемность трудовых ситуаций.
1
22
Коллективность процесса труда. Условия труда.
Формула профессии. Профессиограмма.
1
23
Классификация профессий по Климову.
1
Характеристика профессий по общим признакам профой деят-ти.
24
Закрепление изученного материала
1
11.Здоровье и выбор профессий 1 час
25
Учет состояния здоровья при выборе профессии.
1
Понятия «неблагоприятные» производственные
факторы. Типы профессий по мед. противопоказаниям.
Работоспособность. Роль отдыха в зависимости от вида
работы
12. Свойства нервной системы в профессиональной деят-ти 2 час
26
Общее представление о нервной системе и ее
свойствах (сила, подвижность, уравновешенность
1
27
Ограничения при выборе некоторых профессий,
обусловленные свойствами нервной системы
1
13 Темперамент в проф-ом становлении личности 2 часа
28
Общее представление о темпераменте.
Психологическая характеристика основных типов
темперамента.
29
Психологические состояния (монотонность, утомление, 1
психическая направленность в ситуациях аварий и
риска) в трудовом процессе
30
Закрепление
1
1
14. Ведущие отношения личности и типы профессий
31
Отношение к деятельности (удовлетворенность трудом, 1
местом работы, профессией). Профессиональные
взаимоотношения. Отношение к самому себе
(самовосприятие, самооценивание)
15. Эмоциональные состояния личности 2 часа
32
Эмоции и чувства, их функции в профессиональной
деятельности.
1
33
Основные формы эмоциональных переживаний
(настроение, аффекты, фрустрация, стрессовые
состояния)
1
16. Волевые качества личности 1 ч
34
Волевые качества личности
1
17. Интеллектуальные способности и успешность професс-ого труда 9 часов
35
Память. Основные процессы памяти (запоминание,
сохранение, забывание, узнавание. воспроизведение .
1
36
Виды памяти и их роль в различных видах
профессиональной деятельности. Условия развития
памяти.
1
37
Внимание (объем, устойчивость, распределение,
избирательность
Наблюдательность как профессионально важное
качество
1
38
Закрепление
1
39
Пространственные представления
1
40
Способность устанавливать связи и закономерности
между понятиями. Основные типы связей
(ассоциативная, логическая…
1
41
Ощущение. Восприятие. Воображение.
1
42
Мышление. Особенности интеллектуальной сферы.
1
43
Типы интеллекта
1
44
Способности. Виды способностей. Общие и
специальные способности.
1
45
Закрепление изученного материала
1
46
Творческое отношение к собственной жизни.
Целеустремленность в преодолении жизненных
сложностей при устройстве своей проф –ой судьбы.
Программа и средства самовоспитания
1
47
Творческое отношение к собственной жизни.
Целеустремленность в преодолении жизненных
сложностей при устройстве своей проф –ой судьбы.
Программа и средства самовоспитания
1
19. Вопросы экономики 5 часов
48
Экономика — как наука. Домашняя экономика, ее
функции. Семья как экономическая ячейка общества.
1
49
Потребности человека. Бюджет семьи. Доходная и
расходная часть бюджета.
1
50
Сбережения. Личный бюджет.
1
51
Предпринимательство в семье. Экономика
приусадебного (дачного) участка
1
52
Закрепление
1
19. Человек среди людей
53
Личность и межличностные отношения в группах.
Лидерство . совместная деятельность в трудовом
коллективе. Психологическая совместимость людей.
Принятие групповых решений.
1
54
Виды общения. Конфликты. Пути их разрешения.
1
55
Пр. р психотехническая игра: «Угадай человека»
1
20. Современный рынок труда (3ч)
56
Виды предприятий и форм собственности.
Акционерные общества, концерны. ассоциации,
объединения. Кооперация. Аренда. Индивидуальная
трудовая деятельность.
1
57
За что люди получают заработную плату
1
58
Кадровое планирование. Банки данных о рабочей силе. 1
Занятость населения. Безработица.
21. Пути получения профессии (2ч)
59
Система проф.тех.образования. Подготовка рабочих на 1
производстве.
СУЗы. ВУЗы. Их типы. Условия приема и обучения в
них.
60
Закрепление
1
22. Моя профессиональная карьера ( 8ч)
61
Понятие о проф-ой карьере. Критерии проф-ой
компетентности.
1
62
Профессии типа «Человек –Человек»
1
63
Профессии типа «Человек –Знаковая система»
1
64
Профессии типа «Человек –техника»
1
65
Профессии типа «Человек –природа»
1
66
Профессии типа «Человек –худ. образ»
1
67
Закрепление
1
68
Итоговое занятие
1
Список литературы.
1.
Климов Е.А. Как выбирать профессию? //Библиография.- М., 2005, №6
2.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д:
Феникс, 1996.
3.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.:Academia. 2007.
4.
Чистякова С.Н. Твоя профессиональная карьера» учебник 8-11 класс. М.
«Просвещение»
5.
«Концепция модернизации образования на период до 2010 года»,
//".//[Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. Наука и образование/ Школьное
образование. http://edu.rin.ru/html/775.html
6.
«Национальная доктрина образования в Российской Федерации». //Управление
школой: Еженед. Приложение к газете «Первое сентября», 1999, №41.
Положении о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в
Российской Федерации. // http://www.fpo.ru/psyslu/organizacionnye.html
7.
Постановление Правительства РФ "О развитии государственной системы
профессиональной ориентации и психологической поддержки населения". Собрание
законодательства Российской Федерации, 1995 г., № 32, ст. 3324.
8.
Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11
классы). - Москва: Вако. 2005.
9.
Пряжникова Е.Ю. Пряжников Н.С. Профориентация: учебное пособие для вузов.
М.: Академия. 2006.
10.
Пряжников Н.С. Направления и методы профориентации.//Директор школы. №2,
2006.
11.
Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профессиональное самоопределение:
проблема соотношения образовательного госстандарта и уникальности личности. // Журнал
практ. психолога. 1999, №4.
12.
Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профриентация. М., Изд. Центр «Академия»,
2005.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)