Пояснительная записка Цель программы Актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет получения знаний о себе, о мире профессий, их соотнесения в процессе профессиональных проб. Сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих способностей, возможностей и полученных знаний по экономике, современной хозяйственной деятельности и о современном рынке труда. Развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях. Главной целью профориентационного образования в школе видится формирование поколения, способного к профессиональному самоопределению в условиях рыночных отношений, когда познавательный интерес, понимание научных основ человеческого труда, а не мода становятся основой профессионального выбора. Задачи программы Обобщение знаний о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере. Формирование знаний по основам экономики, представлений о хозяйственной деятельности, знакомство со спецификой профдеятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров. Формирование знаний о системе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы. Знакомство с «азбукой» трудоустройства и основами трудового права. Уточнение профессиональных планов и адекватный выбор социально-деловой карьеры с учётом коньюктуры рынка труда и собственных профессиональных возможностей. Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения. Формирование готовности выпускников школы к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей нашего города, его развития и благополучия; Формирование понимания социально-экономических особенностей и проблем развития нашего города, перспектив развития республиканского рынка труда, и, как следствие, желание учащихся жить и работать на благо своего города. Развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации. Формирование положительного отношения к себе, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии. Формирование навыков коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы. Развитие самостоятельности, ответственности, мобильности в принятии решений. Место и роль предмета в учебном плане Курс «Профориентация» рассчитан на 68 часа (2 часа в неделю) Изучение курса предусматривается в школьном компоненте федерального базисного учебного плана Программа реализует личностный подход в обучении и воспитании учащихся, интеграцию научных знаний и образовательных технологий. Кроме того ей присущи практическая направленность и творческий подход, а также принципы доступности и гуманизации. Социальными партнерами школы выступают учреждения дополнительного образования, культуры (музеи, выставочные залы, библиотеки, театры). Формы контроля Контроль знаний учащихся осуществляется путем - устного опроса - текущих или итоговых контрольных работ - тестов, - кроссвордов и т.д.). Проверка умений учащихся проводится в виде практических работ, тестов, упражнений. Введение обязательных проектных работ для учащихся повышает эффективность контроля, самоконтроля и коррекции технологических знаний и умений. Выходные данные Рабочая программа элективного курса «Профориентация» составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии утвержденного приказом Министерства образования России № 1089 от 05.03.04. Основой послужили Программы общеобразовательных учреждений «Технология. Трудовое обучение», рекомендованные Министерством образования Российской Федерации, 5-е издание издательства «Просвещение» Москва 2010 г. , учебника “Твоя профессиональная карьера» 8-11 классы под редакцией С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной М. “Просвещение» , методические рекомендации и пособия Регионально-национальный компонент Знакомство с профессиональными учебными заведениями Бурятии. Знакомство с промышленными предприятиями г. Улан-Удэ Встречи с представителями профессий предприятий г. Улан-Удэ Технологии обучения, механизмы формирования ключевых компетенций Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, учебно-практические работы. Анкетирование, тестирование, системы проектов под руководством учителя. Что позволяет учащимся приобрести общетрудовые и частично специальные знания и умения, а также обеспечивает им интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие и адаптацию к социально- экономическим условиям Требования к уровню освоения предмета Учащиеся должны знать: - значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; - правила выбора профессии; - определение профессии и профессиональной деятельности; - понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; - понятие темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения; - значение творческого потенциала человека, карьеры; - требования современного общества к профессиональной деятельности человека; - понятие рынка профессионального труда и образовательных услуг; - возможности получения образования по избранному профилю; - перспективы, психологические основы принятия решения в целом и выбора профиля обучения в частности. Учащиеся должны уметь: - находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля и пути продолжения образования; - объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью; - ставить цели и планировать действия для их достижения; - выполнять пробы выбора профиля обучения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт; - использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; - анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; - пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования. Содержание учебного курса 1. Вводное занятие 1 ч Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий по психологическим основам выбора профессии. Дневник выбора профессии как форма фиксации данных. Практическая работа. Знакомство с дневником выбора профессии. 2.Внутренний мир человека и возможности его познания -2 ч Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей. Общее представление о психологии как науке, изучающей внутренний мир человека. Методы изучения личности. Практическая работа. Составление «дерева» психологических качеств личности. 3. Многообразие мира профессий. - 2 ч. Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности. Практическая работа. Составление словаря профессий. 4. Представление о себе и проблема выбора профессии.- 2 ч. образ «Я» как система представления о себе. Структура образа «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой). Диагностические процедуры. Методика «Кто Я?» Развивающие процедуры. Методика «Произвольное самоописание» (с учетом модификации «Я» в глазах других); методика самооценки (соотношение «я» реальное, «я» идеальное. 5. «Секреты» выбора профессии 2 ч. «Хочу» - склонности, желания, интересы личности; «Могу» -человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности); «Надо» - потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии. Общее понятие о профессии, специализации, должности. Личный профессиональный план. Практическая работа. Ответы на вопросы: какие три специальности относятся к одной профессии? Распределение профессий, специальностей, должностей по соответствующим группам (предлагается перечень профессий). 6. Склонности и интересы в профессиональном выборе «ХОЧУ» - 3 ч. потребности и мотивы как условия активности личности. Виды мотивов. Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения. Диагностические процедуры. Карта интересов; опросник профессиональной готовности. Развивающие процедуры. Актуализация профессиональных интересов путем группового обсуждения соответствующей профессиональной сферы. 7. Возможности личности в профессиональной деятельности «МОГУ» - 2 ч. Понятие профпригодности. Профессионально важные качества. Активная роль личности при выборе профессии. Диагностические процедуры. Методика самооценки индивидуальных особенностей. Практическая работа. Знакомство с описанием профессий. 8. Социальные проблемы труда «НАДО» -3 ч 8.1. Разделение труда. Общественное разделение труда. Территориальное разделение труда. Формы разделения труда на предприятии. Социальные перемещения. Содержание и характер трудовых функций. Профессионализация. Специализация. Квалификация. Развивающие процедуры. Игровая дискуссия «Кто нужен нашему городу?». 8.2. Содержание и характер труда — 1 ч. Цель труда и его результаты. Умственный и физический труд. Культура труда. Практическая работа. Определить в деятельности каких профессионалов преобладает труд сложный, простой, умственный, физический (предлагается перечень профессий). 8.3. Процесс и условия труда -1 ч. Современные требования к труду. Предметы и средства труда. Условия труда. Практическая работа. Письменная работа на тему: «Труд в современном обществе» с последующим обсуждением. 9. Социально -психологический портрет современного профессионала — 1 ч. Предприимчивость. Интеллектуальность. Ответственность. Социально — профессиональная мобильность. Психология принятия решений. Развивающие процедуры. Деловая игра «Мэрия». 10. Анализ профессий — 4 ч. 10.1. Основные признаки профессиональной деятельности -1 ч. Предмет труда. Цели труда. Средства труда. Проблемность трудовых ситуаций. Коллективность процесса труда. Ответственность в труде. Условия труда. Формула профессии. Понятие профессиограмма. Практическая работа. Конкурс «Угадай профессию». 10.2. Классификация профессий. - 1 ч. Способы классификации профессий. Профессии типа - «Ч-Ч», «Ч-Т», «Ч- П», «Ч-З», «Ч-Х». характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности. Практическая работа. Составление формул профессий. 11. Здоровье и выбор профессии — 1 ч. Учет состояния здоровья при выборе профессии. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль активного отдыха в зависимости от условий и режима работы. Практическая работа. Работа с «анкетой здоровья». И нормативными документами по охране труда. 12. Свойства нервной системы в профессиональной деятельности — 2 ч. общее представление о нервной системе и ее свойствах (сила, подвижность, уравновешенность). Ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленные свойствами нервной системы. Возможность компенсации свойств за счет выработки индивидуального стиля деятельности. Диагностическая работа. Теппинг — тест, проба Ланчиса. 13. Темперамент в профессиональном становлении личности — 2 ч. Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности. Психологические состояния (монотонность, утомление, психическая направленность в ситуациях аварийности и риска) в трудовом процессе. Диагностические процедуры. Опросник Айзенка. Развивающие процедуры. Сюжетно — ролевая игра « Проявление темперамента в профессиональных ситуациях». Практическая работа. Анализ особенностей поведения людей, имеющих разные типы темперамента, в конкретных ситуациях. 14. Ведущие отношения личности и типы профессий — 1 ч. Отношение к деятельности (удовлетворенность трудом, местом работы, профессией). Отношение к людям (профессиональные взаимоотношения). Отношение к самому себе. Особенности самовосприятия и самооценивания. Отношение к предметному миру. Диагностические процедуры. Опросник «Ориентировочная анкета», «Отношение к другому человеку как к ценности». 15. Эмоциональные состояния личности — 3 ч. Эмоции и чувства, их функции в профессиональной деятельности. Основные формы эмоциональных переживаний (настроения, аффекты, фрустрация, стрессовые состояния). Диагностические процедуры. Опросник «Беспокойство — тревога», методика «Незаконченные предложения». Практическая работа. Самонаблюдение за динамикой настроения. 16. Волевые качества личности. - 1 ч. Специфика волевого поведения в отличие от импульсивного и зависимого. Условия развития воли. Роль воли в процессе принятия профессиональных решений. Диагностические процедуры. Опросник «Какая у меня воля?» 17. Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда — 10 ч. 17.1. Способность к запоминанию. - 2 ч. Общее представление о памяти. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, забывание, узнавание, воспроизведение). Виды памяти и их роль в различных видах профессиональной деятельности. Условия развития памяти. Диагностические процедуры. Методики «Воспроизведение рядов цифр»(выявление объема к4ратковременной слуховой памяти); «Ассоциативное воспроизведение содержания понятий» (выявление объема долговременной словесной памяти). 17.2. Способность быть внимательным — 1 ч. Общее представление о внимании (объем, устойчивость, распределение, избирательность). Наблюдательность как профессионально важное качество. Условия развития внимания. Диагностические процедуры. Методики «Перепутанные линии», «Отыскание чисел», «Корректурная проба». 17.3. Способность оперировать пространственными представлениями - 1 ч. Роль образов а процессе переработки информации. Значение способности строить в уме пространственные представления и оперировать ими для решения определенных профессиональных задач. Диагностические процедуры. Выполнение задания «Магическая фигура», методика «Кубики». 17.4. Способность устанавливать связи и закономерности между понятиями — 2 ч. Способности к выявлению и установлению связей как условие эффективности профессионального труда. Основные типы связей. Диагностическая процедура. «Методика выявление сущностных связей между понятиями», «Сложные ассоциации». 17.5. Способность изменять способы интеллектуальной деятельности 1 ч. Психологическая характеристика ригидности (гибкости) интеллектуальной деятельности. Познавательные «барьеры» в различных типах профессий, возможности их преодоления. Способность к ломке шаблонных связей как условие оригинальности интеллектуальной деятельности. Методика «Решение серии арифметических задач», работа с текстом, имеющим противоречие. 17.6. Индивидуальные стили кодирования информации -1 ч. Соотношение трех основных форм кодирования информации: словесной, образной, чувственно — сенсорной. Роль образного и чувственно -сенсорного опыта в стимулировании творческой профессиональной активности. Методика «Пиктограмма» 17.7. Индивидуальные стили переработки информации — 1 ч. Индивидуальные различия в способах восприятия и понимания происходящего. Методика «Свободная сортировка», «Включение фигуры». 18. Неисчерпаемость человеческих ресурсов — 3 ч. Творческое отношение к собственной жизни. Психологические механизмы компенсации. Целеустремленность в преодолении жизненных сложностей при устройстве своей профессиональной судьбы. Программа и средства самовоспитания. Деловая игра «Организация совместного предприятия с представителями внеземной цивилизации». 19. Вопросы экономики -5 ч. Экономика как наука. Функции экономики. Семья как экономическая ячейка общества. Потребности человека. Бюджет семьи. Доходная и расходная части бюджета. Сбережения. Личный бюджет. 20. Человек среди людей — 3 ч. личность и межличностные отношения в группах. Лидерство. Совместная деятельность в трудовом коллективе. Психологическая совместимость людей. Принятие групповых решений. Виды общения. Конфликты, пути их разрешения. Опросник «Потребность в общении», « диагностика межличностных отношений», «Эмпатия». 21. Современный рынок труда и его требования к профессионалу — 3 ч. Разнообразные виды предприятий и форм собственности. Акционерные общества, концерны, хозяйственные ассоциации, объединения.Кооперация, аренда, индивидуальная трудовая деятельность. Новый тип организации людей в производственной деятельности в условиях рыночной экономики. Самоокупаемость. Самофинансирование. Рынок, его структура, функции. Кадровое планирование.. банки данных о рабочей силе. 22. Пути получения профессии — 2 ч Система проф. Тех. Образования. Типы профучилищ. Условия приема и обучения в них. Средние спец.учебных заведений, условия приема и обучения. Типы высших учебных заведений, условия приема и оучения. Письменная работа «Мой путь в профессию». 23. Моя профессиональная карьера» - 8 ч. Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетентности. Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека. Деловая игра «Защита профессии». Календарно-тематическое планирование № урока Тема занятия Кол-во часов в неделю 1. Вводное занятие 1ч 1 Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий по психологическим основам выбора профессий. Дневник выбора профессии как форма фиксации данных по курсу "Профориентация" 1 2. Внутренний мир человека и возможности его познания 2 ч 2 Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей. 1 Дата проведения 3 Психология как наука, изучающая внутренний мир человека. Методы изучения личности 1 3. Многообразие мира профессий 1 час 4 Труд в жизни человека и общества. Разнообразие 1 профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности. 5 Закрепление изученного материала 1 4. Представление о себе и проблема выбора профессии 6 ч 6 Образ «Я» как система представлений о себе. 1 7 Структура образа «Я», знание о себе, оценка себя, умение управлять собой. 1 8 Оценка способности личности к выбору профессии 1 9 Способности к самоанализу 1 10 "Хочу" – склонности, желания, интересы личности. "Могу" –человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности). "Надо" – потребности рынка в кадрах. 1 11 Общее понятие о профессии, специальности, должности. Типичные ошибки при выборе профессии. Закрепление изученного материала 1 6. Склонности и интересы в профессиональном выборе ("хочу") 3 ч 12 Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов. 1 13 Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения 1 14 Профпригодность. Профессионально важные качества. 1 7. Возможности личности в профессиональной деятельности (могу) 2 ч 15 Понятие профпригодности. Профессионально важные качества. Активная роль личности при выборе профессии. 1 16 Закрепление 1 8. Социальные проблемы труда ("надо") 3 ч 17 Общественное разделение труда. Территориальное 1 разделение труда. Формы разделения труда на предприятии. Социальные перемещения. Содержание и характер трудовых функций. Профессионализация. Специализация. Квалификация. 18 Содержание и характер труда. Цель труда и его результаты. Умственный и физический труд. Характер труда. Культура труда 1 19 Современные требования к труду. Закрепление изученного материала 1 9. Социально – психологический портрет современного профессионала 1 ч 20 Предприимчивость. Интеллектуальность. Ответственность. Социально –профессиональная мобильность. Психология принятия решений. 1 10. Анализ профессий 2 часа 21 Основные признаки профессиональной деятельности . Предмет труда. Цели труда. Средства труда. Проблемность трудовых ситуаций. 1 22 Коллективность процесса труда. Условия труда. Формула профессии. Профессиограмма. 1 23 Классификация профессий по Климову. 1 Характеристика профессий по общим признакам профой деят-ти. 24 Закрепление изученного материала 1 11.Здоровье и выбор профессий 1 час 25 Учет состояния здоровья при выборе профессии. 1 Понятия «неблагоприятные» производственные факторы. Типы профессий по мед. противопоказаниям. Работоспособность. Роль отдыха в зависимости от вида работы 12. Свойства нервной системы в профессиональной деят-ти 2 час 26 Общее представление о нервной системе и ее свойствах (сила, подвижность, уравновешенность 1 27 Ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленные свойствами нервной системы 1 13 Темперамент в проф-ом становлении личности 2 часа 28 Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента. 29 Психологические состояния (монотонность, утомление, 1 психическая направленность в ситуациях аварий и риска) в трудовом процессе 30 Закрепление 1 1 14. Ведущие отношения личности и типы профессий 31 Отношение к деятельности (удовлетворенность трудом, 1 местом работы, профессией). Профессиональные взаимоотношения. Отношение к самому себе (самовосприятие, самооценивание) 15. Эмоциональные состояния личности 2 часа 32 Эмоции и чувства, их функции в профессиональной деятельности. 1 33 Основные формы эмоциональных переживаний (настроение, аффекты, фрустрация, стрессовые состояния) 1 16. Волевые качества личности 1 ч 34 Волевые качества личности 1 17. Интеллектуальные способности и успешность професс-ого труда 9 часов 35 Память. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, забывание, узнавание. воспроизведение . 1 36 Виды памяти и их роль в различных видах профессиональной деятельности. Условия развития памяти. 1 37 Внимание (объем, устойчивость, распределение, избирательность Наблюдательность как профессионально важное качество 1 38 Закрепление 1 39 Пространственные представления 1 40 Способность устанавливать связи и закономерности между понятиями. Основные типы связей (ассоциативная, логическая… 1 41 Ощущение. Восприятие. Воображение. 1 42 Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. 1 43 Типы интеллекта 1 44 Способности. Виды способностей. Общие и специальные способности. 1 45 Закрепление изученного материала 1 46 Творческое отношение к собственной жизни. Целеустремленность в преодолении жизненных сложностей при устройстве своей проф –ой судьбы. Программа и средства самовоспитания 1 47 Творческое отношение к собственной жизни. Целеустремленность в преодолении жизненных сложностей при устройстве своей проф –ой судьбы. Программа и средства самовоспитания 1 19. Вопросы экономики 5 часов 48 Экономика — как наука. Домашняя экономика, ее функции. Семья как экономическая ячейка общества. 1 49 Потребности человека. Бюджет семьи. Доходная и расходная часть бюджета. 1 50 Сбережения. Личный бюджет. 1 51 Предпринимательство в семье. Экономика приусадебного (дачного) участка 1 52 Закрепление 1 19. Человек среди людей 53 Личность и межличностные отношения в группах. Лидерство . совместная деятельность в трудовом коллективе. Психологическая совместимость людей. Принятие групповых решений. 1 54 Виды общения. Конфликты. Пути их разрешения. 1 55 Пр. р психотехническая игра: «Угадай человека» 1 20. Современный рынок труда (3ч) 56 Виды предприятий и форм собственности. Акционерные общества, концерны. ассоциации, объединения. Кооперация. Аренда. Индивидуальная трудовая деятельность. 1 57 За что люди получают заработную плату 1 58 Кадровое планирование. Банки данных о рабочей силе. 1 Занятость населения. Безработица. 21. Пути получения профессии (2ч) 59 Система проф.тех.образования. Подготовка рабочих на 1 производстве. СУЗы. ВУЗы. Их типы. Условия приема и обучения в них. 60 Закрепление 1 22. Моя профессиональная карьера ( 8ч) 61 Понятие о проф-ой карьере. Критерии проф-ой компетентности. 1 62 Профессии типа «Человек –Человек» 1 63 Профессии типа «Человек –Знаковая система» 1 64 Профессии типа «Человек –техника» 1 65 Профессии типа «Человек –природа» 1 66 Профессии типа «Человек –худ. образ» 1 67 Закрепление 1 68 Итоговое занятие 1 Список литературы. 1. Климов Е.А. Как выбирать профессию? //Библиография.- М., 2005, №6 2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.:Academia. 2007. 4. Чистякова С.Н. Твоя профессиональная карьера» учебник 8-11 класс. М. «Просвещение» 5. «Концепция модернизации образования на период до 2010 года», //".//[Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. Наука и образование/ Школьное образование. http://edu.rin.ru/html/775.html 6. «Национальная доктрина образования в Российской Федерации». //Управление школой: Еженед. Приложение к газете «Первое сентября», 1999, №41. Положении о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации. // http://www.fpo.ru/psyslu/organizacionnye.html 7. Постановление Правительства РФ "О развитии государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения". Собрание законодательства Российской Федерации, 1995 г., № 32, ст. 3324. 8. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - Москва: Вако. 2005. 9. Пряжникова Е.Ю. Пряжников Н.С. Профориентация: учебное пособие для вузов. М.: Академия. 2006. 10. Пряжников Н.С. Направления и методы профориентации.//Директор школы. №2, 2006. 11. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профессиональное самоопределение: проблема соотношения образовательного госстандарта и уникальности личности. // Журнал практ. психолога. 1999, №4. 12. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профриентация. М., Изд. Центр «Академия», 2005. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)