Учебный план начальной школы
Пояснительная записка
Общие положения
Учебный план – нормативный документ, который определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), формы промежуточной аттестации обучающихся. Учебный план
составлен на основе следующих нормативных документов:
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и
введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования»;
-Приказа Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 № 1241 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 6 октября 2009 года № 373»;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011 № 2357 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 6 октября 2009 года № 373»;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1643 «О внесении
изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября
2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования»;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 18.05.2015 № 507 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 6 октября 2009 года № 373»;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1576 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 6 октября 2009 года № 373;
-Письма Рособрнадзора от 20.06.2018 № 05-192 «Об изучении родных языков из числа
языков народов Российской Федерации».
- Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Закон РФ от 31.07.2020 № 304 «О внесении изменений в Закон об образовании»
- Приказа Министерства Просвещения РФ от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования»;
- Примерной ООП НОО, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по
общему образованию от 8 апреля 2015 № 1/15;
-Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи";
-Приказ Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г. № 442 “Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования”.
Учебный план обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму
образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10, и предусматривает
четырехлетний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего
образования для 1–4-х классов (135 учебных недель). Общее количество часов учебных
занятий за четыре года – 3039 часов.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели.
При распределении часов учтен ступенчатый режим в 1-м классе. При этом объем
максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:
для 1-х классов – не превышает четырех уроков, один раз в неделю – пять уроков за
счет урока физической культуры;
для 2–4-х классов – не превышает пяти уроков при пятидневной учебной неделе.
Учебная неделя пятидневная. Количество учебных недель:
1-е классы – 33 недели;
2–4-е классы – 34 недели.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана образовательной
организации, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательного процесса, в совокупности не превышает величину недельной образовательной
нагрузки, установленную СанПиН 2.4.2.2821-10:
в 1-х классах – не более 21 часа в неделю;
во 2–4-х классах – не более 23 часов в неделю.
Для развития потенциала одаренных и талантливых детей с участием самих обучающихся и их семей
могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируется
индивидуальная траектория развития обучающегося. Реализация индивидуальных учебных планов
может быть организована с помощью дистанционных технологий.
Содержание образования на ступени начального общего образования реализуется
преимущественно за счет введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира,
деятельностного подхода и индивидуализации обучения по каждому учебному предмету.
Планируемые результаты в 1–4-х классах основываются на требованиях к освоению основных
образовательных программ, программы формирования универсальных учебных действий, а также
потребностях учащихся, родителей и общества.
Личностные результаты: мотивация к обучению, осмысленное отношение к учебному процессу,
ответственность при выполнении самостоятельных заданий, трудолюбие и прилежание, аккуратность
и старательность, проявление инициативы, самостоятельность, умение осознавать свои
индивидуальные способности для их дальнейшего развития.
Предметные результаты: освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыта
специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его
преобразованию и применению, освоение системы основополагающих элементов научного знания,
лежащих в основе современной научной картины мира.
В целях реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с образовательной
программой образовательной организации осуществляется деление классов на две группы (при
наполняемости класса не менее 25 человек) при изучении курсов иностранного языка во 2–4-х
классах, ОРКСЭ в 4-х классах.
1.2. Учебный план направлен на реализацию целей и задач основной образовательной
программы.
1.3.Учебный план школы определяет перечень, трудоемкость, последовательность и
распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей),
практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации
обучающихся. Он состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих
государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих основную
образовательную программу общего образования, и учебное время, отводимое на их
изучение по классам (годам) обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся.
1.4. Для реализации начального обучения выбран вариант № 1 учебного плана Примерной
основной образовательной программы начального общего образования.
1.5. Особенностями учебного плана являются:
1.5.1. Предметная область «Математика и информатика» представлена предметом
«математика», «информационные навыки» формируются через все предметы учебного
плана и во внеурочной деятельности.
1.5.2. Предметная область «Русский язык и литературное чтение» представлена предметами
«Русский язык» и «Литературное чтение» в 1-4 классах, «Иностранный язык
(английский)» во 2-4 классах. На уроках английского языка деление на 2 группы есть
только в 3 и 4 классах, во 2 классе количество учащихся меньше 25.
1.5.3. Предметная область «Искусство» представлена двумя предметами «Музыка» и
«Изобразительное искусство».
1.5.4. Изучение
отдельных
элементов
основ
безопасности
жизнедеятельности
предусмотрено в интегрированном предмете «Окружающий мир».
1.5.5. Изучение учебного предмета «Физическая культура» проводится в объеме 3 часов в
неделю.
1.5.6. В 4 классе 1 час в неделю отводится на изучение комплексного курса «Основы
религиозных культур и светской этики» (далее- ОРКСЭ). Нормативно – правовой
основой разработки и введения в учебный процесс курса ОРКСЭ является Поручение
Президента Российской Федерации от 02 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и
Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009
г. (ВП-П44-4632). Родители (законные представители) выбрали модуль «Светская
этика».
1.5.7. Национально-региональный компонент включен в программу внеурочной
деятельности «Патриот», в программы по учебным предметам.
1.5.8. Из части, формируемой участниками образовательных отношений, по 1 часу во 2 и 3
классах выделено для изучения родного языка (русского), в 4 классе – 1 час отдан для
изучения курса «Родная литература (русская)». В первом классе 1 час предназначен
для усиления предмета «Русский язык».
1.5.9. Для реализации учебных программ начальной школы используются УМК «Школа
России». В 1-4 классах обучение ведется по ФГОС второго поколения.
1.5.10. Внеурочная деятельность в объеме 10 часов в неделю позволяет в полной мере
реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов
начального общего образования. В рамках внеурочной деятельности ведутся
следующие курсы в объёме 34 часа в год:
Направления
Наименование курса
Количество
деятельности
часов
Общеинтеллектуальное
-«Занимательная математика»
34 ч
Духовно-нравственное
- «В гостях у сказки»
- «Патриот»
34 ч
34 ч
Социальное
- «Правила дорожного движения»
- «Правила пожарной безопасности»
-«Инструктаж по ТБ»
10 ч
4ч
постоянно
Спортивнооздоровительное
- «Здоровейка»
34 ч
Общекультурное
-«Волшебный карандаш»
34 ч
Внеурочная деятельность основана на принципе добровольности. Каждый ребенок
вправе выбрать какие курсы, из предложенных, он будет посещать. Группы для занятий
формируются из учащихся разных классов. Формы проведения занятий внеурочной
деятельности разнообразны: групповая работа, проектная деятельность, спортивные игры,
экскурсии, конкурсы, соревнования, конструирование, кружковая работа и т. д.
Занятия проводятся во второй половине дня после обеда и динамической паузы.
1.6. Формы промежуточной аттестации обучающихся:
Промежуточная аттестация проводится два раза в год в декабре и в конце апреля - начале мая
по всем предметам обязательной части учебного плана. Она проходит в виде контрольной
работы по предмету, либо тестирования по предмету, либо всероссийской проверочной
работы.
1.7. Режим организации учебно-воспитательного процесса
Продолжительность учебного года: 1 класс — 33 недели, 2-4 классы — 34 недели.
Обучение ведется в режиме 5- дневной рабочей недели. Продолжительность урока для 2-4
классов — 40 минут. Для 1 класса используется «ступенчатый» режим обучения: в сентябре,
октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока по 35 минут
каждый; январь - май - по 4 урока по 40 минут каждый. В результате реализации
«ступенчатого» метода постепенного наращивания учебной нагрузки в первом классе
обеспечивается организация адаптационного периода (письмо Минобразования РФ от 20
апреля 2001года № 408/13-13). Динамическая пауза в середине дня – не менее 40 минут.
В середине третьей четверти — дополнительные каникулы продолжительностью 1 неделя.
Объем времени для выполнения домашних заданий в 1 классе (со второго полугодия), во
2, в 3-4 классах распределяется в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10.
Максимальная учебная нагрузка не превышает в 1 классе- 21 часа, во 2-4 классах - 23 часа.
1.8. Календарный учебный график
Учебные периоды
1 четверть
2 четверть
3 четверть
Дата
начала Дата
четверти
окончания
четверти
01.09
29.10
08.11
28.12
10.01
25.03
В
середине
3
четв.
дополнительные каникулы для
1 класса
Сроки
каникул
Продолжительность
каникул
30.10-07.11
29.12-09.01
26.03-03.04
21.02-27.02
9 дней
12 дней
9 дней
7 дней
4 четверть
04.04
29.05
30.05-31.08 94 дня
Учебный план
начального общего образования
1 – 4 классы (годовой)
Предметные области
Учебные предметы
Количество часов в год
I
II
III
IV
Русский язык
132
136
136
136
540
Литературное чтение
132
136
136
102
506
Иностранный язык
–
68
68
68
204
Математика
132
136
136
136
540
Окружающий мир
66
68
68
68
270
Основы
религиозных
–
культур и светской этики
–
–
34
34
Музыка
33
34
34
34
135
Искусство
Изобразительное
искусство
33
34
34
34
135
Технология
Технология
33
34
34
34
135
Физическая культура
Физическая культура
99
102
102
102
405
748
748
748
2904
34
34
34
135
Всего
Обязательная часть
Филология
Математика
и
информатика
Обществознание
и
естествознание
Основы
религиозных
культур и светской этики
660
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных
33
отношений
Русский язык
33
33
Родной язык (русский)
34
34
Родная литература (русская)
Максимально допустимая годовая нагрузка
693
782
782
34
34
34
782
3039
Учебный план
начального общего образования
1 – 4 классы (недельный)
Предметные области
Учебные предметы
Количество часов в неделю
I
II
III
IV
Русский язык
4
Всего
Обязательная часть
Филология
4
4
4
16
Литературное чтение
4
4
4
3
15
Иностранный язык
–
2
2
2
6
Математика
4
4
4
4
16
Окружающий мир
2
2
2
2
8
Основы
религиозных
–
культур и светской этики
–
–
1
1
Музыка
1
1
1
1
4
Искусство
Изобразительное
искусство
1
1
1
1
4
Технология
Технология
1
1
1
1
4
Физическая культура
Физическая культура
3
3
3
3
12
22
22
22
86
1
1
1
4
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
Основы религиозных
культур и светской этики
20
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных
1
отношений
Русский язык
1
Родной язык (русский)
1
1
1
Родная литература (русская)
Максимально допустимая недельная нагрузка
21
23
23
2
1
1
23
90
Основное общее образование
Цель основного общего образования — обеспечить базу для получения среднего
(полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.
Учебный план второй ступени образования ориентирован на пятилетний
нормативный срок освоения основной образовательной программы основного общего
образования.
I. Учебный план 5-9 классов
Пояснительная записка
1.1. Учебный план составлен на основании следующих нормативных документов:
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования»;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 №1644 «О внесении
изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря
2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования»;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897»;
- Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Приказа
Министерства Просвещения РФ от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования»;
- Примерной ООП НОО, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по
общему образованию от 8 апреля 2015 № 1/15;
-Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи";
-Приказ Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г. № 442 “Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования”
1.2. Учебный план направлен на реализацию целей и задач основной образовательной
программы.
1.3.Учебный план школы определяет перечень, трудоемкость, последовательность и
распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей),
практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации
обучающихся. Он состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих
государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих основную
образовательную программу общего образования, и учебное время, отводимое на их
изучение по классам (годам) обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся.
1.4. Для реализации обучения в основной школе выбран вариант № 1 учебного плана
Примерной основной образовательной программы основного общего образования.
1.5. Особенностями учебного плана являются:
1.5.1. Предметная область «Математика и информатика» представлена предметом
математика», «информационные навыки» в 5 и 6 классах формируются через все
предметы учебного плана и во внеурочной деятельности. В 7-9 классах на изучение
информатики отводится по 1 час. Деление на 2 группы введено только в 8 классе, так
как в 7-х и 9 классах наполняемость меньше 25 человек.
1.5.2. Предметная область «Русский язык и литература» представлена предметами:
«Русский язык», «Литература»;
1.5.3. Предметная область «Иностранные языки» представлена предметом «Иностранный
язык (английский)». На уроках английского языка деление на группы присутствует в 6
и 8 классах.
1.5.4. Предметная область «Искусство» представлена двумя предметами «Музыка» в 5-8
классах и «Изобразительное искусство» в 5-7 классах.
1.5.5. Предметная область «Общественно-научные предметы» представлена предметами
«История», «География» в 5-9 классах, «Обществознание» в 6 -9 классах.
1.5.6. Предметная область «Естественнонаучные предметы» представлена предметами
«Биология», «Физика», «Химия».
1.5.6. Курс ОБЖ изучается в 8 - 9 классах.
1.5.7.Количество часов на физическую культуру составляет 2, третий час будет реализован
за счет посещения учащимися спортивных секций и курсов внеурочной деятельности.
1.5.8.Из части, формируемой участниками образовательных отношений:
- по 1 часу в 5-8 классах отведено на изучение бурятского языка. В 6 и 8 классах на уроках
бурятского языка присутствует деление на группы.
- в 7-х классах на изучение родного языка (русского) выделено по 1 часу, в 9 классе – 0,5
часа. На изучение курса «Родная литература (русская)» в 9 классе отведено 0,5 часа.
- в 5 классе на изучение курса «ОДНКНР» предназначен 1 час.
-в 8 классе, по результатам опроса родителей, для усиления предметов «Биология» и
«Химия» отведено по 0.5 часа в неделю.
- в 9 классе, по результатам анкетирования родителей, изучается курс «Финансовая
грамотность» в объеме 1 часа в неделю.
Внеурочная деятельность в 5-9 классах представлена следующими курсами:
Направления
деятельности
Наименование курса
Количество
часов
Общеинтеллектуальное
-Подготовка к ОГЭ по математике.
-Физика в задачах и экспериментах
-Цветоводство
-Загадки русского языка
34
34
34
34
Духовно-нравственное
-Алтаргана
-Школьный музей
-Патриот
34
34
34
Социальное
-Юные пожарные
-Юные инспектора дорожного движения
34
34
Спортивно-здоровительное -Волейбол
34
Общекультурное
34
34
-Песни ВОВ.
-Страноведение.
Внеурочная деятельность основана на принципе добровольности. Каждый ребенок
вправе выбрать какие курсы, из предложенных, он будет посещать. Группы для занятий
формируются из учащихся разных классов. Формы проведения занятий внеурочной
деятельности разнообразны: групповая работа, проектная деятельность, спортивные игры,
экскурсии, конкурсы, соревнования, конструирование, кружковая работа и т. д.
Занятия проводятся во второй половине дня после обеда и динамической паузы.
1.6. Формы промежуточной аттестации обучающихся:
Промежуточная аттестация проводится два раза в год в декабре и в конце апреля - начале мая
по всем предметам обязательной части учебного плана. Она проходит в виде контрольной
работы по предмету, либо тестирования по предмету, либо всероссийской проверочной
работы.
1.7. Режим организации учебно-воспитательного процесса
Продолжительность учебного года: 5 класс – 9 классы - 35 недель. Обучение ведется в
режиме 5- дневной рабочей недели. Все занятия проводятся в первую смену.
Продолжительность урока 40 минут.
Объем времени для выполнения домашних заданий в 5-9 классах распределяется в
соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10.
Максимальная учебная нагрузка не превышает в 5 классе- 28 часов, в 6 классе - 29 часов, в 7
классе – 31 час, в 8 классе- 33 часа, в 9 классе – 33 часа.
1.8. Календарный учебный график
Учебные
периоды
Дата
начала Дата
четверти
окончания
четверти
01.09
29.10
08.11
28.12
10.01
25.03
04.04
29.05
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Сроки
каникул
Продолжительность
каникул
30.10-07.11
29.12-09.01
26.03-03.04
30.05-31.08
9 дней
12 дней
9 дней
94 дня
Учебный план
основного общего образования
5-9 классов (годовой)
Предметные
области
Учебные предметы
Количество часов в год
V
VI
VII
VIII
Всего
IX
175
105
105
210
105
105
105
105
105
735
455
525
175
175
350
315
210
105
350
Обязательная часть
Русский язык Русский язык
и литература Литература
Иностранные Иностранный
язык
языки
(английский)
Математика и Математика
информатика Алгебра
Геометрия
Информатика
Общественно История России. Всеобщая
-научные
история.
предметы
Обществознание
География
Естественно
Физика
научные
Химия
предметы
Биология
Искусство
Музыка
Изобразительное искусство
Технология
Технология
Физическая
ОБЖ
культура
и
Основы
Физическая культура
безопасности
жизнедеятель
ности
140
70
105
105
70
105
105
70
35
70
105
70
35
70
105
70
35
70
35
70
70
70
70
35
35
70
105
70
70
70
35
35
35
140
280
245
140
245
140
105
245
70
70
70
350
70
70
35
35
35
35
70
70
35
35
35
70
35
35
35
70
35
35
35
70
70
70
70
910
980
1015 1085
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
1085 5005
Филология
Бурятский язык
Родной язык Родной язык (русский)
и
родная
Родная литература (русская)
литература
ОДНКНР
ОДНКНР
Естественно
научные
предметы
35
35
35
35
35
17.5
52,5
17.5
17,5
35
35
Биология
17,5
Химия
17,5
Финансовая грамотность
Максимально
допустимая
годовая
нагрузка
140
980
1015
1085 1155
35
35
1155
5390
Учебный план
основного общего образования
5-9 классов (недельный)
Предметные
области
Учебные предметы
Количество часов в год
V
VI
VII
VIII
Всего
IX
5
3
3
5
3
3
3
3
3
21
13
15
5
5
10
9
6
3
10
Обязательная часть
Русский язык и Русский язык
литература
Литература
Иностранные языки Иностранный
язык
(английский)
Математика
и Математика
информатика
Алгебра
Геометрия
Информатика
ОбщественноИстория
России.
научные предметы
Всеобщая история.
Обществознание
География
Естественно
Физика
научные предметы
Химия
Биология
Искусство
Музыка
Изобразительное
искусство
Технология
Технология
Физическая
ОБЖ
культура и Основы
Физическая культура
безопасности
жизнедеятельности
3
2
3
3
2
3
3
2
1
2
3
2
1
2
3
2
1
2
1
2
2
2
2
1
1
2
3
2
2
4
8
7
4
7
4
3
2
2
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
1
1
1
9
2
2
2
2
2
2
10
26
28
29
31
31
145
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Филология
Бурятский язык
1
1
Родной
язык
и Родной язык (русский)
родная литература
Родная
литература
(русская)
ОДНКНР
ОДНКНР
1
Естественно
научные предметы
1
1
4
0,5
1,5
0,5
0,5
1
Биология
0,5
0,5
Химия
0,5
0,5
Финансовая
грамотность
Всего:
Максимально
допустимая годовая
нагрузка
1
1
1
2
1
2
2
2
9
28
29
31
33
33
153