Профориентация.pdf

Пояснительная записка
Цель
программы
Актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет
получения знаний о себе, о мире профессий, их соотнесения в процессе профессиональных
проб.
Сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры,
жизненного пути с учетом своих способностей, возможностей и полученных знаний по
экономике, современной хозяйственной деятельности и о современном рынке труда.
Развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных
социально-экономических условиях.
Главной целью профориентационного образования в школе видится формирование
поколения, способного к профессиональному самоопределению в условиях рыночных
отношений, когда познавательный интерес, понимание научных основ человеческого труда, а
не
мода
становятся
основой
профессионального
выбора.
Задачи
программы
Обобщение знаний о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.
Формирование знаний по основам экономики, представлений о хозяйственной
деятельности, знакомство со спецификой профдеятельности и новыми формами организации
труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.
Формирование знаний о системе учреждений начального, среднего и высшего
профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы.
Знакомство с «азбукой» трудоустройства и основами трудового права.
Уточнение профессиональных планов и адекватный выбор социально-деловой карьеры с
учётом коньюктуры рынка труда и собственных профессиональных возможностей.
Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям
личности школьника и профилю дальнейшего обучения.
Формирование готовности выпускников школы к непрерывному образованию и труду с
учетом потребностей нашего города, его развития и благополучия;
Формирование понимания социально-экономических особенностей и проблем развития
нашего города, перспектив развития республиканского рынка труда, и, как следствие,
желание учащихся жить и работать на благо своего города.
Развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и
самореализации.
Формирование положительного отношения к себе, уверенности в своих силах
применительно к реализации себя в будущей профессии.
Формирование навыков коммуникативной и управленческой деятельности в процессе
коллективной работы.
Развитие самостоятельности, ответственности, мобильности в принятии решений.
Место
и
роль
предмета
в
учебном
плане
Курс
«Профориентация»
рассчитан
на
68
часа
(2
часа
в
неделю)
Изучение курса предусматривается в школьном компоненте федерального базисного
учебного
плана
Программа реализует личностный подход в обучении и воспитании учащихся,
интеграцию
научных
знаний
и
образовательных
технологий.
Кроме того ей присущи практическая направленность и творческий подход, а также
принципы
доступности
и
гуманизации.
Социальными партнерами школы выступают учреждения дополнительного образования,
культуры
(музеи,
выставочные
залы,
библиотеки,
театры).
Формы контроля

Контроль знаний учащихся осуществляется путем
- устного опроса
- текущих или итоговых контрольных работ
- тестов,
- кроссвордов и т.д.).
Проверка умений учащихся проводится в виде практических работ, тестов,
упражнений.
Введение обязательных проектных работ для учащихся повышает эффективность
контроля, самоконтроля и коррекции технологических знаний и умений.
Выходные данные
Рабочая программа элективного курса «Профориентация» составлена с учетом
федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по
технологии утвержденного приказом Министерства образования России № 1089 от 05.03.04.
Основой послужили
Программы общеобразовательных учреждений «Технология.
Трудовое обучение», рекомендованные Министерством образования Российской
Федерации, 5-е издание издательства «Просвещение» Москва 2010 г. , учебника “Твоя
профессиональная карьера» 8-11 классы под редакцией С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной М.
“Просвещение» , методические рекомендации и пособия
Регионально-национальный компонент
Знакомство с профессиональными учебными заведениями Бурятии.
Знакомство с промышленными предприятиями г. Улан-Удэ
Встречи с представителями профессий предприятий
г. Улан-Удэ
Технологии обучения, механизмы формирования ключевых компетенций
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся.
Приоритетными методами являются упражнения, учебно-практические работы.
Анкетирование, тестирование, системы проектов под руководством учителя. Что позволяет
учащимся приобрести общетрудовые и частично специальные знания и умения, а также
обеспечивает им интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие и
адаптацию к социально- экономическим условиям
Требования
к
уровню
освоения
предмета
Учащиеся должны знать:
- значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного
профессионального плана;
- правила выбора профессии;
- определение профессии и профессиональной деятельности;
- понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также
психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
- понятие темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы,
интеллектуальных способностей, стилей общения;
- значение творческого потенциала человека, карьеры;
- требования современного общества к профессиональной деятельности человека;
- понятие рынка профессионального труда и образовательных услуг;
- возможности получения образования по избранному профилю;
- перспективы, психологические основы принятия решения в целом и выбора профиля
обучения
в
частности.
Учащиеся
должны
уметь:
- находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля и пути
продолжения образования;
- объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой
деятельностью;
- ставить цели и планировать действия для их достижения;

- выполнять пробы выбора профиля обучения, позволяющие приобрести соответствующий
практический опыт;
- использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
- анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам
профессиональной деятельности), а также о современных формах и методах хозяйствования
в условиях рынка;
- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Содержание учебного курса
1. Вводное занятие 1 ч
Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий по психологическим основам
выбора профессии. Дневник выбора профессии как форма фиксации данных.
Практическая работа. Знакомство с дневником выбора профессии.
2.Внутренний мир человека и возможности его познания -2 ч
Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных
особенностей.
Общее представление о психологии как науке, изучающей внутренний мир человека.
Методы изучения личности.
Практическая работа. Составление «дерева» психологических качеств личности.
3. Многообразие мира профессий. - 2 ч.
Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Развитие личности и
профессиональное самоопределение. Профессиональная деятельность как способ
самореализации и самоутверждения личности.
Практическая работа. Составление словаря профессий.
4. Представление о себе и проблема выбора профессии.- 2 ч.
образ «Я» как система представления о себе. Структура образа «Я» (знание о себе,
оценка себя, умение управлять собой).
Диагностические процедуры. Методика «Кто Я?»
Развивающие процедуры. Методика «Произвольное самоописание» (с учетом
модификации «Я» в глазах других); методика самооценки (соотношение «я» реальное, «я»
идеальное.
5. «Секреты» выбора профессии 2 ч.
«Хочу» - склонности, желания, интересы личности;
«Могу» -человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы
личности);
«Надо» - потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии.
Общее понятие о профессии, специализации, должности.
Личный профессиональный план.
Практическая работа. Ответы на вопросы: какие три специальности относятся к одной
профессии? Распределение профессий, специальностей, должностей по соответствующим
группам (предлагается перечень профессий).
6. Склонности и интересы в профессиональном выборе «ХОЧУ» - 3 ч.
потребности и мотивы как условия активности личности. Виды мотивов.
Индивидуальные интересы.
Профессиональные намерения.
Диагностические процедуры. Карта интересов; опросник профессиональной готовности.
Развивающие процедуры. Актуализация профессиональных интересов путем группового
обсуждения соответствующей профессиональной сферы.
7. Возможности личности в профессиональной деятельности «МОГУ» - 2 ч.
Понятие профпригодности. Профессионально важные качества. Активная роль личности
при выборе профессии.
Диагностические процедуры. Методика самооценки индивидуальных особенностей.
Практическая работа. Знакомство с описанием профессий.

8. Социальные проблемы труда «НАДО» -3 ч
8.1. Разделение труда.
Общественное разделение труда. Территориальное разделение труда. Формы разделения
труда на предприятии. Социальные перемещения. Содержание и характер трудовых функций.
Профессионализация. Специализация. Квалификация.
Развивающие процедуры. Игровая дискуссия «Кто нужен нашему городу?».
8.2. Содержание и характер труда — 1 ч.
Цель труда и его результаты. Умственный и физический труд. Культура труда.
Практическая работа. Определить в деятельности каких профессионалов преобладает труд
сложный, простой, умственный, физический (предлагается перечень профессий).
8.3. Процесс и условия труда -1 ч.
Современные требования к труду. Предметы и средства труда. Условия труда.
Практическая работа. Письменная работа на тему: «Труд в современном обществе» с
последующим обсуждением.
9. Социально -психологический портрет современного профессионала — 1 ч.
Предприимчивость.
Интеллектуальность.
Ответственность.
Социально
—
профессиональная мобильность. Психология принятия решений.
Развивающие процедуры. Деловая игра «Мэрия».
10. Анализ профессий — 4 ч.
10.1. Основные признаки профессиональной деятельности -1 ч.
Предмет труда. Цели труда. Средства труда. Проблемность трудовых ситуаций.
Коллективность процесса труда. Ответственность в труде. Условия труда. Формула
профессии. Понятие профессиограмма.
Практическая работа. Конкурс «Угадай профессию».
10.2. Классификация профессий. - 1 ч.
Способы классификации профессий.
Профессии типа - «Ч-Ч», «Ч-Т», «Ч- П», «Ч-З», «Ч-Х». характеристика профессий по общим
признакам профессиональной деятельности.
Практическая работа. Составление формул профессий.
11. Здоровье и выбор профессии — 1 ч.
Учет состояния здоровья при выборе профессии. Понятие «неблагоприятные
производственные факторы». Типы профессий по медицинским противопоказаниям.
Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль
активного отдыха в зависимости от условий и режима работы.
Практическая работа. Работа с «анкетой здоровья». И нормативными документами по
охране труда.
12. Свойства нервной системы в профессиональной деятельности — 2 ч.
общее представление о нервной системе и ее свойствах (сила, подвижность,
уравновешенность). Ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленные
свойствами нервной системы. Возможность компенсации свойств за счет выработки
индивидуального стиля деятельности.
Диагностическая работа. Теппинг — тест, проба Ланчиса.
13. Темперамент в профессиональном становлении личности — 2 ч.
Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов
темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности.
Психологические состояния (монотонность, утомление, психическая направленность в
ситуациях аварийности и риска) в трудовом процессе.
Диагностические процедуры. Опросник Айзенка.
Развивающие процедуры. Сюжетно — ролевая игра « Проявление темперамента в
профессиональных ситуациях».
Практическая работа. Анализ особенностей поведения людей, имеющих разные типы
темперамента, в конкретных ситуациях.

14. Ведущие отношения личности и типы профессий — 1 ч.
Отношение к деятельности (удовлетворенность трудом, местом работы, профессией).
Отношение к людям (профессиональные взаимоотношения). Отношение к самому себе.
Особенности самовосприятия и самооценивания. Отношение к предметному миру.
Диагностические процедуры. Опросник «Ориентировочная анкета», «Отношение к другому
человеку как к ценности».
15. Эмоциональные состояния личности — 3 ч.
Эмоции и чувства, их функции в профессиональной деятельности. Основные формы
эмоциональных переживаний (настроения, аффекты, фрустрация, стрессовые состояния).
Диагностические процедуры. Опросник «Беспокойство — тревога», методика
«Незаконченные предложения».
Практическая работа. Самонаблюдение за динамикой настроения.
16. Волевые качества личности. - 1 ч.
Специфика волевого поведения в отличие от импульсивного и зависимого. Условия
развития воли. Роль воли в процессе принятия профессиональных решений.
Диагностические процедуры. Опросник «Какая у меня воля?»
17. Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда — 10 ч.
17.1. Способность к запоминанию. - 2 ч.
Общее представление о памяти. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение,
забывание, узнавание, воспроизведение). Виды памяти и их роль в различных видах
профессиональной деятельности. Условия развития памяти.
Диагностические процедуры. Методики «Воспроизведение рядов цифр»(выявление объема
к4ратковременной слуховой памяти); «Ассоциативное воспроизведение содержания
понятий» (выявление объема долговременной словесной памяти).
17.2. Способность быть внимательным — 1 ч.
Общее представление о внимании (объем, устойчивость, распределение, избирательность).
Наблюдательность как профессионально важное качество. Условия развития внимания.
Диагностические процедуры. Методики «Перепутанные линии», «Отыскание чисел»,
«Корректурная проба».
17.3. Способность оперировать пространственными представлениями - 1 ч.
Роль образов а процессе переработки информации. Значение способности строить в уме
пространственные представления и оперировать ими для решения определенных
профессиональных задач.
Диагностические процедуры. Выполнение задания «Магическая фигура», методика
«Кубики».
17.4. Способность устанавливать связи и закономерности между понятиями — 2 ч.
Способности к выявлению и установлению связей как условие эффективности
профессионального труда. Основные типы связей.
Диагностическая процедура. «Методика выявление сущностных связей между понятиями»,
«Сложные ассоциации».
17.5. Способность изменять способы интеллектуальной деятельности 1 ч.
Психологическая характеристика ригидности (гибкости) интеллектуальной деятельности.
Познавательные «барьеры» в различных типах профессий, возможности их преодоления.
Способность к ломке шаблонных связей как условие оригинальности интеллектуальной
деятельности.
Методика «Решение серии арифметических задач», работа с текстом, имеющим
противоречие.
17.6. Индивидуальные стили кодирования информации -1 ч.
Соотношение трех основных форм кодирования информации: словесной, образной,
чувственно — сенсорной. Роль образного и чувственно -сенсорного опыта в стимулировании
творческой профессиональной активности.
Методика «Пиктограмма»

17.7. Индивидуальные стили переработки информации — 1 ч.
Индивидуальные различия в способах восприятия и понимания происходящего.
Методика «Свободная сортировка», «Включение фигуры».
18. Неисчерпаемость человеческих ресурсов — 3 ч.
Творческое отношение к собственной жизни. Психологические механизмы компенсации.
Целеустремленность в преодолении жизненных сложностей при устройстве своей
профессиональной судьбы. Программа и средства самовоспитания.
Деловая игра «Организация совместного предприятия с представителями внеземной
цивилизации».
19. Вопросы экономики -5 ч.
Экономика как наука. Функции экономики. Семья как экономическая ячейка общества.
Потребности человека. Бюджет семьи. Доходная и расходная части бюджета. Сбережения.
Личный бюджет.
20. Человек среди людей — 3 ч.
личность и межличностные отношения в группах. Лидерство. Совместная деятельность в
трудовом коллективе. Психологическая совместимость людей. Принятие групповых решений.
Виды общения. Конфликты, пути их разрешения.
Опросник «Потребность в общении», « диагностика межличностных отношений»,
«Эмпатия».
21. Современный рынок труда и его требования к профессионалу — 3 ч.
Разнообразные виды предприятий и форм собственности. Акционерные общества,
концерны, хозяйственные ассоциации, объединения.Кооперация, аренда, индивидуальная
трудовая деятельность.
Новый тип организации людей в производственной деятельности в условиях рыночной
экономики. Самоокупаемость. Самофинансирование.
Рынок, его структура, функции. Кадровое планирование.. банки данных о рабочей силе.
22. Пути получения профессии — 2 ч
Система проф. Тех. Образования. Типы профучилищ. Условия приема и обучения в них.
Средние спец.учебных заведений, условия приема и обучения.
Типы высших учебных заведений, условия приема и оучения.
Письменная работа «Мой путь в профессию».
23. Моя профессиональная карьера» - 8 ч.
Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетентности.
Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного
и профессионального роста человека.
Деловая игра «Защита профессии».
Календарно-тематическое планирование
№
урока

Тема занятия

Кол-во
часов в
неделю

1. Вводное занятие 1ч
1

Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий
по психологическим основам выбора профессий.
Дневник выбора профессии как форма фиксации
данных по курсу "Профориентация"

1

2. Внутренний мир человека и возможности его познания 2 ч
2

Понятие личности. Уникальность личности каждого
человека. Многообразие личностных особенностей.

1

Дата
проведения

3

Психология как наука, изучающая внутренний мир
человека. Методы изучения личности

1

3. Многообразие мира профессий 1 час
4

Труд в жизни человека и общества. Разнообразие
1
профессий. Развитие личности и профессиональное
самоопределение. Профессиональная деятельность как
способ самореализации и самоутверждения личности.

5

Закрепление изученного материала

1

4. Представление о себе и проблема выбора профессии 6 ч
6

Образ «Я» как система представлений о себе.

1

7

Структура образа «Я», знание о себе, оценка себя,
умение управлять собой.

1

8

Оценка способности личности к выбору профессии

1

9

Способности к самоанализу

1

10

"Хочу" – склонности, желания, интересы личности.
"Могу" –человеческие возможности (физиологические
и психологические ресурсы личности).
"Надо" – потребности рынка в кадрах.

1

11

Общее понятие о профессии, специальности,
должности. Типичные ошибки при выборе профессии.
Закрепление изученного материала

1

6. Склонности и интересы в профессиональном выборе ("хочу") 3 ч
12

Потребности и мотивы как условие активности
личности. Виды мотивов.

1

13

Индивидуальные интересы. Профессиональные
намерения

1

14

Профпригодность. Профессионально важные качества. 1

7. Возможности личности в профессиональной деятельности (могу) 2 ч
15

Понятие профпригодности. Профессионально важные
качества. Активная роль личности при выборе
профессии.

1

16

Закрепление

1

8. Социальные проблемы труда ("надо") 3 ч
17

Общественное разделение труда. Территориальное
1
разделение труда. Формы разделения труда на
предприятии. Социальные перемещения. Содержание
и характер трудовых функций. Профессионализация.
Специализация. Квалификация.

18

Содержание и характер труда. Цель труда и его
результаты. Умственный и физический труд. Характер
труда. Культура труда

1

19

Современные требования к труду.
Закрепление изученного материала

1

9. Социально – психологический портрет современного профессионала 1 ч
20

Предприимчивость. Интеллектуальность.
Ответственность. Социально –профессиональная
мобильность. Психология принятия решений.

1

10. Анализ профессий 2 часа
21

Основные признаки профессиональной деятельности .
Предмет труда. Цели труда. Средства труда.
Проблемность трудовых ситуаций.

1

22

Коллективность процесса труда. Условия труда.
Формула профессии. Профессиограмма.

1

23

Классификация профессий по Климову.
1
Характеристика профессий по общим признакам профой деят-ти.

24

Закрепление изученного материала

1

11.Здоровье и выбор профессий 1 час
25

Учет состояния здоровья при выборе профессии.
1
Понятия «неблагоприятные» производственные
факторы. Типы профессий по мед. противопоказаниям.
Работоспособность. Роль отдыха в зависимости от вида
работы

12. Свойства нервной системы в профессиональной деят-ти 2 час
26

Общее представление о нервной системе и ее
свойствах (сила, подвижность, уравновешенность

1

27

Ограничения при выборе некоторых профессий,
обусловленные свойствами нервной системы

1

13 Темперамент в проф-ом становлении личности 2 часа
28

Общее представление о темпераменте.
Психологическая характеристика основных типов
темперамента.

29

Психологические состояния (монотонность, утомление, 1
психическая направленность в ситуациях аварий и
риска) в трудовом процессе

30

Закрепление

1

1

14. Ведущие отношения личности и типы профессий
31

Отношение к деятельности (удовлетворенность трудом, 1
местом работы, профессией). Профессиональные
взаимоотношения. Отношение к самому себе
(самовосприятие, самооценивание)

15. Эмоциональные состояния личности 2 часа
32

Эмоции и чувства, их функции в профессиональной
деятельности.

1

33

Основные формы эмоциональных переживаний
(настроение, аффекты, фрустрация, стрессовые
состояния)

1

16. Волевые качества личности 1 ч
34

Волевые качества личности

1

17. Интеллектуальные способности и успешность професс-ого труда 9 часов
35

Память. Основные процессы памяти (запоминание,
сохранение, забывание, узнавание. воспроизведение .

1

36

Виды памяти и их роль в различных видах
профессиональной деятельности. Условия развития
памяти.

1

37

Внимание (объем, устойчивость, распределение,
избирательность
Наблюдательность как профессионально важное
качество

1

38

Закрепление

1

39

Пространственные представления

1

40

Способность устанавливать связи и закономерности
между понятиями. Основные типы связей
(ассоциативная, логическая…

1

41

Ощущение. Восприятие. Воображение.

1

42

Мышление. Особенности интеллектуальной сферы.

1

43

Типы интеллекта

1

44

Способности. Виды способностей. Общие и
специальные способности.

1

45

Закрепление изученного материала

1

46

Творческое отношение к собственной жизни.
Целеустремленность в преодолении жизненных
сложностей при устройстве своей проф –ой судьбы.
Программа и средства самовоспитания

1

47

Творческое отношение к собственной жизни.
Целеустремленность в преодолении жизненных
сложностей при устройстве своей проф –ой судьбы.
Программа и средства самовоспитания

1

19. Вопросы экономики 5 часов
48

Экономика — как наука. Домашняя экономика, ее
функции. Семья как экономическая ячейка общества.

1

49

Потребности человека. Бюджет семьи. Доходная и
расходная часть бюджета.

1

50

Сбережения. Личный бюджет.

1

51

Предпринимательство в семье. Экономика
приусадебного (дачного) участка

1

52

Закрепление

1

19. Человек среди людей

53

Личность и межличностные отношения в группах.
Лидерство . совместная деятельность в трудовом
коллективе. Психологическая совместимость людей.
Принятие групповых решений.

1

54

Виды общения. Конфликты. Пути их разрешения.

1

55

Пр. р психотехническая игра: «Угадай человека»

1

20. Современный рынок труда (3ч)
56

Виды предприятий и форм собственности.
Акционерные общества, концерны. ассоциации,
объединения. Кооперация. Аренда. Индивидуальная
трудовая деятельность.

1

57

За что люди получают заработную плату

1

58

Кадровое планирование. Банки данных о рабочей силе. 1
Занятость населения. Безработица.

21. Пути получения профессии (2ч)
59

Система проф.тех.образования. Подготовка рабочих на 1
производстве.
СУЗы. ВУЗы. Их типы. Условия приема и обучения в
них.

60

Закрепление

1

22. Моя профессиональная карьера ( 8ч)
61

Понятие о проф-ой карьере. Критерии проф-ой
компетентности.

1

62

Профессии типа «Человек –Человек»

1

63

Профессии типа «Человек –Знаковая система»

1

64

Профессии типа «Человек –техника»

1

65

Профессии типа «Человек –природа»

1

66

Профессии типа «Человек –худ. образ»

1

67

Закрепление

1

68

Итоговое занятие

1

Список литературы.
1.
Климов Е.А. Как выбирать профессию? //Библиография.- М., 2005, №6
2.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д:
Феникс, 1996.
3.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.:Academia. 2007.
4.
Чистякова С.Н. Твоя профессиональная карьера» учебник 8-11 класс. М.
«Просвещение»
5.
«Концепция модернизации образования на период до 2010 года»,
//".//[Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. Наука и образование/ Школьное
образование. http://edu.rin.ru/html/775.html
6.
«Национальная доктрина образования в Российской Федерации». //Управление
школой: Еженед. Приложение к газете «Первое сентября», 1999, №41.
Положении о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в
Российской Федерации. // http://www.fpo.ru/psyslu/organizacionnye.html

7.
Постановление Правительства РФ "О развитии государственной системы
профессиональной ориентации и психологической поддержки населения". Собрание
законодательства Российской Федерации, 1995 г., № 32, ст. 3324.
8.
Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11
классы). - Москва: Вако. 2005.
9.
Пряжникова Е.Ю. Пряжников Н.С. Профориентация: учебное пособие для вузов.
М.: Академия. 2006.
10.
Пряжников Н.С. Направления и методы профориентации.//Директор школы. №2,
2006.
11.
Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профессиональное самоопределение:
проблема соотношения образовательного госстандарта и уникальности личности. // Журнал
практ. психолога. 1999, №4.
12.
Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профриентация. М., Изд. Центр «Академия»,
2005.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 83012483053

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».